История
Аннотация к рабочей программе «История России. Всеобщая история,
5-9 класс»
Рабочая программа учебного предмета
«История» на уровне основного общего образования разработана на основе
Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории,
подготовленной в 2013-14 г. в целях повышения качества школьного исторического
образования, воспитания гражданственности и патриотизма, формирования единого
культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее
этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире,
важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую
историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития
российского государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает
единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.
В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного
общего образования названы следующие задачи
изучения истории в школе:
·
формирование
у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации в окружающем мире;
·
овладение
учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
·
воспитание
учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и
мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
·
развитие
способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию
о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в
соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
·
формирование
у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности,
в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического
комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического
образования являются:
· идея преемственности исторических
периодов, в т. ч. непрерывности
процессов становления и развития российской государственности, формирования
государственной территории и единого многонационального российского народа, а
также его основных символов и ценностей;
· рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического
процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой
истории и в современном мире;
· ценности гражданского общества –
верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и
ответственность;
· воспитательный потенциал
исторического образования, его исключительная роль в формировании российской
гражданской идентичности и патриотизма;
· общественное согласие и уважение как
необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
· познавательное значение российской,
региональной и мировой истории;
· формирование требований к каждой
ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе
является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации
активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе
зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
· принцип научности, определяющий
соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
· многоуровневое представление истории
в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории,
рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений,
народов и государств;
· многофакторный подход к освещению
истории всех сторон жизни государства и общества;
· исторический подход как основа
формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными
предметами социально-гуманитарного цикла;
· антропологический подход, формирующий
личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
· историко-культурологический подход, формирующий
способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к
культурному наследию.
Место учебного предмета
«История» в Примерном учебном плане основного общего образования.
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования
в качестве обязательного предмета в 5-9 классах.
Изучение предмета «История» как части предметной области
«Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами:
«Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный
язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика»,
«Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по
всеобщей истории и истории России.
Знакомство обучающихся при получении основного общего
образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение
всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути
человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и
непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать
обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории,
сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся
познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий
во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в
разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных
условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с
исторической картой как источником информации о расселении человеческих
общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий,
динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в
мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного
многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в
формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов
мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и
культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.
Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять
развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать
исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и
личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и
процессов.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым
предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и
населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного
города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей
социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей
своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной
общности, хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории
заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории,
так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью
синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых
событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание
образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Патриотическая основа исторического образования имеет цель
воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в
мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в
освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг.,
раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя
Отечества. Вместе с тем, позитивный пафос исторического сознания должна
создавать не только гордость военными победами предков. Самое пристальное
внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом
патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению
громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского
общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках
которого преобладали начала взаимовыручки, согласия и веротерпимости, создание
науки и культуры мирового значения, традиции трудовой и предпринимательской
культуры, благотворительности и меценатства.
В школьном курсе преобладает пафос созидания, позитивный
настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не
формируется представление, что история России – это череда триумфальных
шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей страны были и
трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические
репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его
многообразии не может считаться полноценным. Трагедии не замалчиваются, но подчеткивается,
что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать
выпавшие на их долю тяжелые испытания.
Одной из главных задач школьного курса истории является
формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом сделан акцент на
идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия
государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав
и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования
правового сознания. Уделяется внимание историческому опыту гражданской
активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы,
земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации,
политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.),
сословного представительства.
У учащихся формируется представление о процессе исторического
развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях
исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические,
либо внутриполитические или внешнеполитические факторы.